ПРОГРАММА «ИСТОК» Участники реализации программы: участники образовательного процесса МОУ СОШ № 9 г.Сердобска, МОУ ДОД ЛТШ, военный комиссариат г.Сердобска ( по соглашению). Цель программы: Создание условий для самореализации личности, формирование позитивной «Я – концепции» на каждом возрастном этапе осознанной жизни ребенка Главные задачи на пути реализации 1. Обеспечение психологического здоровья и роста личной зрелости. 2. Нравственное развитие. 3. Воспитание гражданской зрелости и социокультурной компетентности: ? Гражданская грамотность; ? Правовая культура; ? Сотрудничество и ненасилие - способность к мирному сосуществованию; ? Толерантность; ? Коммуникативная компетентность. ? Создание системы дополнительного образования ? Укрепление материальной базы. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Стратегия развития МОУ СОШ № 9 (далее Школа) определяется Концепцией модернизации российского образования на период до 2011 года и направлена на достижение современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства и обеспечивает вхождение новых поколений в открытое информационное общество. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна быть эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания. В основу создания школьной системы воспитания положены следующие основные принципы: 1. Принцип системного подхода (предполагает воспитание и развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей ребенка в системе). 2. Принцип демократизации управления (предполагает учет разных мнений, умения выслушивать различные точки зрения участников образовательного процесса). 3. Принцип гуманизации межличностных отношений (предполагает доброжелательное отношение к детям, терпимое отношение к их мнению, признание права ребенка на ошибку, тайну, на собственность, на игру, право быть собой). 4. Принцип организации воспитательной среды (необходимость включения в проблемы социума, ближайшего окружения детей, активное взаимодействие с семьей). 5. Принцип культурологизации воспитания (формирование эстетического вкуса, союз базового и дополнительного образования). 6. Принцип дифференциации воспитания (предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса). Социально-педагогический анализ образовательной ситуации в Школе свидетельствует поступательном развитии образовательного учреждения за последние годы, о произошедших в нем структурных и качественных изменениях, способствующих повышению качества обучения и воспитания. Итак, работая с 2002 года в режиме экспериментальной площадки по программе «Исток», Школа достигла положительных результатов, что позволяет дальнейшую работу школы строить на развитие этой программы. Предполагается реализация программы посредством осуществления следующих направлений: ? «Я и я» ? «Я и Школа» ? «Я и мое Отечество» ? «Я и мое здоровье» ? «Я и моя семья» ? «Я и культура» и создание классов оборонно-спортивного профиля, целью которых является подготовка учащихся к поступлению ВО УПО (военное училище профессионального обучения) ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1. Подготовительный этап (2006-2007 уч.год). преобразование воспитательной, образовательной системы по модели «Исток» Задача: скорректировать условия для организации образовательной работы по модели «Исток» 1. Доработать концепцию образования для Школы «Исток», программу воспитания, структуру управления Школой и должностные обязанности (руководителей Школы, кл. руководителей, руководителей кружков и секций) 2. Проанализировать и зафиксировать реальное социокультурное окружение, в котором работает Школа. 3. Создать творческую группу учителей для разработки основных характеристик воспитательной системы Школы «Исток». 4. Разработать план воспитательной работы для начального этапа функционирования Школы по новой модели. 5. Провести необходимую психологическую подготовку учащихся, родителей, педагогического коллектива и перевод Школы на новый этап. 6. Спланировать тематику классных часов по направлениям. 2. Начальный этап преобразовательной образовательной системы по модели «Исток» (2007-2008 уч.год, 2008-2009 уч.год) Задача: адаптировать ученический и педагогический коллективы, родительскую общественность к условиям Школы «Исток». 1. Организовать для педагогического коллектива постоянно действующий семинар «Формирование позитивной Я – концепции» 2. Адаптировать учебные программы согласно направлениям работы Школы. 3. Разработать материал для тематических классных часов по направлениям. 4. Спланировать тематику по организации данной направленности кружков, секций и факультативов. 5. По мере подготовленности вводить новые виды развивающей деятельности в начальном, среднем, старшем звеньях. 6. Продолжить ознакомление учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией, спецификой образовательной работы Школы «Исток» 7. Сделать диагностический срез по состоянию образовательной работы Школы к начальному этапу ее деятельности по всем аспектам: кадровому, программному, организационно-управленческому, результативному. 8. Продолжить организацию классов оборонно-спортивного профиля. 3. Основной этап преобразования образовательной системы по модели «Исток» (2010-2011) Задача: добиться всестороннего функционирования образовательной системы нового типа Школы в соответствии с концепцией воспитания и обучения Школы. 1. Добиться отлаженной системы непрерывного повышения квалификации педагогов, руководителей кружков, секций и факультативов, классных руководителей. 2. В возрастном аспекте обучения и воспитания достичь логической преемственности сочетания разносторонней индивидуально ориентированной деятельности учащихся с ориентиром на социальную адаптацию выпускников к современным условиям жизни. 3. Вовлечь всех учащихся в систематические занятия трудом, физической культурой, различными видами социально значимой деятельности. 4. Добиваться оптимального сочетания административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления. 5. По каждому учебному году проводить диагностику результатов по выбранным критериям воспитания и обучения учащихся. Ожидаемые результаты: ? Развитие воспитательной системы, в которой будут взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельности учащихся, интегрированы воспитательные усилия Школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы, способы жизнедеятельности; ? Формирование личности гражданина, ориентированная в традиции отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжении профессионального образования, к самообразованию и к самосовершенствованию. Направления к учебно-экспериментальной программе «Исток» Направление «Я и Я» Пояснительная записка Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы прежде должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга. Главное в программе «Я и Я» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации. Использование педагогического потенциала социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Цель программы: формирование коммуникативных навыков, самореализация, адаптация к социуму, формирование потребности к самообразованию. Задачи: 1. Формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. 2. Утверждение уникальности каждой личности. 3. Содействие развитию личности, способной к самопознания, самовыражению, самоконтролю и самореализации. 4. Содействие ориентации учащихся на гуманистические ценности, формирование свободной и саморазвивающейся личности. 5. Развитие творческие способности учащихся, стимулировать самовоспитание. 6. Знакомство с современными технологиями общения, определить собственные возможности, помочь выработке индивидуальной стратегии общения. Этапы реализации: 1 этап – аналитический (диагностика, анализ) – 2006-2007 уч. год. 2 этап – прогностический (подготовка методической базы) – 2007-2008 уч. год. 3 этап – этап реализации (введение программы, накопление фактического материала) – 2008-2009; 2009-2010 уч. гг. 4 этап – обобщающий (анализ, отслеживание результатов, корректировка программы) – 2010-2011 уч. год. Основные формы реализации: 1. Презентация личности. 2. Часы общения. 3. Организация тренингов личностного роста. 4. Проведение практикумов «Познай себя». 5. Тестирование учащихся. 6. Проведение деловых игр, способствующих выявлению профессиональных склонностей учащихся, личностных особенностей. 7. Введение в учебную программу 10, 11 класса оборонно – спортивного профиля курса «Психология общения». 8. Встречи с психологом. Ожидаемые результаты реализации программы:• самодисциплина, понимание учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства, уметь вести деловую беседу, готовить публичное выступление, цивилизованно решать конфликтные ситуации, эффективно работать в группе, вести дискуссию, быть лидером. Направление «Я и моя семья» Пояснительная записка Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания. Однако за многие годы сложилась традиция: ребенок растет, переходя из одного образовательного учреждения в другое. Положительная сама по себе государственно-общественная забота о детях обернулась значительным ослаблением семейного воспитания, снижением влияния родителей на детей. Есть такой старый школьный афоризм: «в работе с детьми – самое трудное – работа с взрослыми». На наш взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. К сожалению, резкое социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения, не могло не сказаться на состоянии уровня воспитанности детей. Родители вынуждены основное время уделять решению материально-бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей. В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В таких семьях систематическое пьянство, часто совместно отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. Для провинциальных городов, таких как наш, остро встала еще одна проблема – «относительно свободное воспитание» - дети предоставлены сами себе, из-за отъезда родителей на заработки в Москву. Таким образом, социализация подрастающего поколения все в большей степени происходит вне семьи и дома в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников. Это ведет к образованию довольно большой группы риска, включающей несовершеннолетних подростков, которые нигде не учатся, официально не работают и в основном предоставлены сами себе. В то же время многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Эти и многие другие проблемы заставили наш коллектив пересмотреть работу педагогов с семьей, изменить формы этой работы. В нашей школе разработана программа «Семья». Реализация программы рассчитана на 5 лет. Цель программы: налаживание плодотворных связей между семьей и школой, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка. Задачи: 7. Формирование уважение к членам, к истории и традиции семьи. 8. Воспитание семьянина. 9. Формирование понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Этапы реализации: 1 этап – аналитический (диагностика, анализ) – 2006-2007 уч. год. 2 этап – прогностический (подготовка методической и материальной базы) – 2007-2008 уч. год. 3 этап – этап реализации (введение программы, накопление фактического материала) – 2008-2009; 2009-2010 уч. гг. 4 этап – обобщающий (анализ, отслеживание результатов, корректировка программы) – 2010-2011 уч. год. Ценности программы: - чувство ответственности за семью; - традиции и опыт предков; - отношение к семье как к основе жизни; - душевность и духовность в отношении членов семьи друг к другу; - целомудренное и нравственное отношение к вопросам половой жизни. Основные формы реализации: 1. Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего воспитания. 2. Тематические классные часы, внеклассные мероприятия, библиотечные чтения по основным направлениям проекта. 3. Лекторий родителей по темам «Русское семейное воспитание», «Православная этика», «Какими мы хотим видеть своего ребенка», «Общение взрослого и ребенка». 4. Проведение игр, праздников, спортивных мероприятий, основанных на традициях русской культуры (учащиеся, учителя, родители). 5. Организация работы клуба «Ретроспектива» (изучение малой Родины через семейные традиции, обряды, обычаи, предания, рассказы). Сбор фотографий, старинных вещей. 6. Изучение учащимися своей семейной родословной. Описание наград, реликвий, семейных традиций. Ожидаемые результаты реализации программы: • разработка совместно с родителями единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего воспитания; • обретение учащимися следующих умений и навыков: - осознание ответственности создания семьи и семейной жизни; - умение строить отношения в семье, опираясь на национальные традиции, избегать конфликта между поколениями в семье; - умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на традиции и ценности русской культуры; • создание условий для проведения совместных с родителями и детьми досугово-развлекательных игр, музыкальных, театрализованных праздников и спортивных мероприятий. Направление «Я и Школа» Пояснительная записка Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, оказании помощи в раскрытии и реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей, в его жизненном самоопределении. Осознание того, что в постоянно изменяющемся обществе человек должен обладать широким диапазоном выбора для решения профессиональных и личных проблем, высокой степенью личной ответственности предполагает в качестве первоочередных мер в воспитании подрастающего поколения формирование у детей и молодежи готовности жить и успешно действовать в перспективно новых социальных условиях. Цель программы: развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие самостоятельного мышления. Задачи:10. Формированию у учащихся осознание принадлежности к Школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов 11. Воспитание сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии. 12. Выработка потребности школьников в постоянном пополнении своих знаний. 13. Воспитание сознательной готовности выполнять Устав Школы.. Этапы реализации: 1 этап – аналитический (диагностика, анализ) – 2006-2007 уч. год. 2 этап – прогностический (подготовка методической базы) – 2007-2008 уч. год. 3 этап – этап реализации (введение программы, накопление фактического материала) – 2008-2009; 2009-2010 уч. гг. 4 этап – обобщающий (анализ, отслеживание результатов, корректировка программы) – 2010-2011 уч. год. Основные формы реализации: 9. Организация экскурсий по Школе для учащихся 1 и 5 классов. 10. Деловая игра «Знакомство с Уставом Школы». 11. Экскурсия по школьному музею «История Школы». 12. Знакомство со школьными традициями. 13. Участие в предметных неделях, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах, конференциях, фестивалях. 14. Проведение традиционных Школьных мероприятий. 15. Проведение Щкольных конкурсов «Класс года», «Семья года», «Ученик года». Ожидаемые результаты реализации программы:• осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащихся обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение рола хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и уважения друг к другу. Пояснительная записка Современная школа, к сожалению, наращивая объем и интенсивность образовательной и информационной нагрузки, уходит от проблем самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. За время обучения в школе дети приобретают «букет» сугубо школьных болячек. По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. По данным медицинского осмотра среди учащихся нашей школы здоровые дети (I группа здоровья) составляет 68%, дети с хроническими заболеваниями – 20%, «группа риска» - 12%. В школе прослеживается увеличение числа учащихся с заболеваниями органов дыхания в 2 раза, зрения в 1,07 раза, увеличивается количество учащихся освобожденных от занятий физкультурой в 1,7 раза. Анализ физического и психологического самочувствия учащихся выявил взаимосвязь между их возрастом и состоянием здоровья. Чем старше возраст школьников, тем больше детей имеют хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства, психологический дискомфорт. Проблемой, угрожающей национальной безопасности, сегодня является и распространение в среде молодежи наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических болезней. А между тем именно здоровье является основой активной творческой жизни, высшей ценностью, источником счастья, радости и благополучия человека. В современных условиях оно еще и источник выживания. В рыночной экономике выживает, прежде всего, здоровый, энергичный, социально адаптированный и активный человек. В целях решения данных проблем творческий коллектив школы разработал в рамках концепции воспитательной системы «Исток» программу «Здоровье». Предлагаемая программа «Здоровье» рассчитана на детей, родителей и педагогов. Ее реализация возможна при координации усилий всех участников образовательного процесса, объединенных общей идеей, что здоровье – одна из величайших ценностей, данных человеку, сохранение которой должно стать общей насущной потребностью. Кроме того, программа предполагает координацию деятельности школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, работающих с детьми и призванных или заинтересованных в том, чтобы сохранять и укреплять здоровье молодого поколения. Цель программы:сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование здорового образа жизни. Задачи: 14. Способствование сохранению и укреплению здоровья школьников. 15. Приобщение к здоровому образу жизни. 16. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами. Этапы реализации: 1 этап – аналитический (диагностика, анализ) – 2006-2007 уч. год. 2 этап – прогностический (подготовка методической базы) – 2007-2008 уч. год. 3 этап – этап реализации (введение программы, накопление фактического материала) – 2008-2009; 2009-2010 уч. гг. 4 этап – обобщающий (анализ, отслеживание результатов, корректировка программы) – 2010-2011 уч. год. Основные формы реализации: 16. Материально – техническое обеспечение Школы. 17. Диагностика, коррекция и развитие учащихся. 18. Организация рационального питания. 19. Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (встречи с врачами). 20. Формирование валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены). 21. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы. 22. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб. 23. Проведение игр, способствующих реализации целей данной программы школы «Исток». Ожидаемые результаты реализации программы:осознание учащимися ценности здорового образа жизни, осознанный отказ от вредных привычек; личность, заботящаяся о собственном здоровье. Направление «Я и культура» Пояснительная записка Содержание современного образования призвано обеспечить общую и профессиональную культуру общества. Сущность самой культуры определяется нормами и правилами согласования интересов личности с интересами общества в самом широком понимании. Поэтому действительное усвоение ребенком культуры в качестве обязательного условия предполагает выработку им практических навыков регулирования своих действий. Формирование у детей практических навыков регулирования своих действий осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности. При этом школьная жизнь выступает для учащегося ведущей в приобщении к культуре взаимодействия с самим собой и другими людьми, поскольку сама учеба дает неограниченную пищу для самопознания и ставит ученика перед необходимостью эффективного включения в коллективный процесс познания. Поэтому требуется создание специальной системы приобщения детей к ценностям, нормам актуальной культуры саморазвития, системы, построенной на понимании взрослеющим человеком смысла и значения предъявляемых к нему требований, знании способов преодоления возникающих трудностей, постоянном контроле как самого процесса саморазвития, так и конечных результатов деятельности. Цель программы: развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей. Задачи: 17. Воспитание у учащихся понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 18. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование эстетических вкусов. Этапы реализации: 1 этап – аналитический (диагностика, анализ) – 2006-2007 уч. год. 2 этап – прогностический (подготовка методической базы) – 2007-2008 уч. год. 3 этап – этап реализации (введение программы, накопление фактического материала) – 2008-2009; 2009-2010 уч. гг. 4 этап – обобщающий (анализ, отслеживание результатов, корректировка программы) – 2010-2011 уч. год. Основные формы реализации: 24. Курс классных часов «Культура речи и поведения», «Азбука этикета». 25. Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории». 26. Проведение познавательных игр, способствующих реализации целей данного направления на материале российской культуры. 27. Система работы через школьную библиотеку. 28. Продолжить участие в охране памятников истории и культуры, экологического благосостояния края. 29. Организация выставок творческих работ учащихся. Ожидаемые результаты реализации программы:• дисциплинированная, ответственная и креативная личность, участвующая в общественной жизни.